Особенности перевозки негабаритных грузов
По международным правилам грузовых перевозок под определение «негабаритный» попадает любой груз, который нельзя провезти внутри стандартного контейнера (кузова) на 20 или 40 фунтов. Такие категории перевозят с особой осторожностью, с разрешения контролирующих органов, а также с использованием специального транспорта и особой схемы фиксации негабарита в кузове, контейнере или на платформе.
Какой груз считается негабаритным по мнению ПДД?
Правила дорожного движения содержат отдельный раздел (23 ПДД РФ), регламентирующий перевозку грузов по дорогам общего пользования. Большая часть пунктов касается требований к транспортному средству и правил закрепления грузов в кузове или на платформе. О негабаритах упоминается только в пункте 23.4, который причисляет к этой категории груз:
- выступающий за пределы кузова спереди и сзади более чем на 100 см;
- выступающий за пределы кузова, обозначенные габаритными огнями, слева и справа более чем на 40 см.
В пункте 23.3 сказано, что любой груз при автоперевозках (в том числе и негабаритный) не может перекрывать обзор водителю, затруднять управление транспортным средством, перекрывать габаритные огни и опознавательные знаки, создавать шум, загрязнять дорогу или природу. Если объект не укладывается в эти требования, ПДД запрещают его перевозку на автотранспорте.
В итоге, негабаритным грузом считается объект, соответствующий пунктам 23.3 и 23.4 ПДД РФ. Исключений из этого правила не существует, поскольку попытка нарушить хотя бы одно из требований 23 статьи ПДД считается веской причиной для приостановки эксплуатации автотранспорта.
Какой груз считается негабаритным по мнению федерального законодательства?
Грузоперевозка соответствующего пунктам 23.3 и 23.4 ПДД РФ объекта регламентируется Федеральным законом № 257-ФЗ от 08.11.2007 года. Кроме ПДД РФ и 257-ФЗ особенности транспортировки негабаритов регламентируют три дополнительных документа:
- приказы Минтранса № 258 от 254 июля 2021 года и №7 от 15 января 2015;
- Постановление Правительства РФ №272 от 15 апреля 2011 года.
Ключевым документом из этого набора считается Постановление правительства, а точнее приложение №3. Документ закрепляет предельно допустимые габариты транспортного средства: 2,55-2,6 метра по ширине, 4 метра по высоте (от проезжей части), 20 метров в длину (с учетом прицепов). Используя регламентированные Правительством РФ параметры автотранспорта и усредненные размеры кузовов и шасси грузовых авто, можно сделать вывод, что негабаритными считаются грузы со следующими геометрическими характеристиками:
- длина более 13,6 м;
- ширина от 2,55 м;
- высота от 2,55 м.
Основной особенностью транспортировки является маркировка и получение разрешения на автоперевозку.
Особенности доставки автотранспортом и требования к сопроводительным документам
При размещении негабаритного груза в кузове или на платформе, водитель должен учитывать особенности пункта 23.3 ПДД РФ, с которыми придется считаться в обязательном порядке. Правила дорожного движения допускают транспортировку негабарита при сохранении:
- свободного обзора дороги с водительского места — для этого на загруженный автомобиль устанавливают дополнительные зеркала заднего вида;
- устойчивости транспортного средства, поэтому центр тяжести негабаритного груза опускают как можно ниже, при равномерном распределении массы по всей платформе;
- видимости сигнальных огней и специальных знаков, поэтому на все выступающие за пределы кузова детали наносят знак «Крупногабаритный груз», а спереди и сзади объекта закрепляют белый и красный фонарь или светоотражатель;
- доступа к рулевому управлению и тормозной системе — эта особенность актуальна только для владельцев легкового автотранспорта, которые размещают негабарит внутри салона.
Игнорирование особенностей размещения негабарита наказывается штрафом, а также приостановкой эксплуатации транспортного средства. Но даже при грамотном размещении объекта с габаритами сверх рекомендованных параметров водителю потребуется разрешение на автоперевозку.
Какие документы нужны для автоперевозки негабарита?
Согласно пункту 2.1.1 ПДД РФ, у водителя грузового транспорта обязаны быть следующие документы:
- права соответствующей категории;
- путевой лист или лицензионная карточка;
- регистрационные документы на машину и прицеп;
- документы на товары, продукцию, сырье.
Если размеры объекта превышают установленные ПДД параметры, к этому комплекту документов добавляется специальное разрешение, которое выдают федеральные или местные органы Минтранса. Его нужно согласовать с ГИБДД. При согласовании учитывают основне особенности — от геометрических параметров груза до его класса опасности. По результатам процедуры утверждается маршрут и выдается пропуск на транспортировку. При согласовании маршрута принимают во внимание даже второстепенные параметры — время старта, скорость движения, время прохождения этапа. Если перевозящий негабарит автотранспорт пересекает ЖД-переезд, маршрут согласовывают еще и с начальником дистанции.
Долгие согласования при перевозке объекта с геометрическими параметрами и массой выше рекомендуемой нормы отнимают время, поэтому владельцы негабаритных грузов могут рассмотреть в качестве альтернативы автотранспорту ЖД-платформы.
Особенности перевозки по ЖД
Основные геометрические параметры поперечного сечения ЖД-платформы намного больше габаритов погрузки автотранспорта:
- ширина — 3,25 метра (вместо 2,55 м);
- высота — 5,3 метра (вместо 4 м).
Правила перевозки на ЖД-платформе позволяют работать с тяжеловесными, крупногабаритными и длинномерными грузами. К первым относятся объекты, создающие нагрузку на ось сверху допустимой величины. Ко вторым — негабаритные изделия, ширина или высота которых выступает за погрузочные параметры платформы — это нестабильная величина, зависящая от зоны размещения объекта. К третьим — объекты, длина которых выступает за края ЖД-платформы более чем на 40 сантиметров.
Для транспортировки тяжеловесных, крупногабаритных и длинномерных грузов нужно особое разрешение, а также согласование маршрута и скоростного режима. «ГК «Максима» поможет получить такое разрешение на перевозки негабарита из Москвы до любой железнодорожной станции в России.